Практикум Максимум Оптимум Хроникум Экстремум Уникум Релаксиум |
Практикум Эх, шале, шале... Или проблемы дома с балкономС тепловизором к избеАлмазная резка проемов стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаА мы уезжаем до дома, до хатыЗдоровое жилищеРазноцветная клумбаЧистые окна - светлый мир Максимум Геометрическая мозаика из природного камняДомашний уют в квартире, загородном доме и офисеТри обязательных признака хорошего ресторанаКондиционер в загородном домеНесколько слов о лестницеВыращивание садовых однолетников Оптимум Деревянная лестницаПлитка напольная из природного камняСвойства и особенности применения смальтыКачеcтвенное мытьё оконОбрезка высокого дерева в московском двореКомнатные растения - выбираем, покупаем, воруем Хроникум Фивы египетские и греческиеКоринфский ордер в античный периодАнгкор-Ват - чудо древней КамбоджиСтроительство КоломныЗамок ШпильберкАрхангельский музей деревянного зодчества Малые КорелыМавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в НаманганеПетр Телушкин - первый русский промышленный альпинистВысотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войныВысотные работы при послевоенной реставрации Петропавловского собораСтроительство Панамского канала Экстремум Факторы опасности пожара при строительстве деревянного домаБезопасность детей при посещении стройки дачи или загородного домаЧудесный ржавый бакПростые правила тушения пожараТоксичные вещества в строительных и бытовых материалах Уникум Лофт-интерьер винного магазинаМозаика практичная и прекраснаяХудожественный паркетКованые изделия и стиль садаКамень в архитектуре, скульптуре, живописи Релаксиум Отдыхаем, читая Татьяну Латукову«Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка богородичной иконографииЛюдвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)Пушкинcкие места: Полотняный заводЧюрлёнис. Художник, композитор, философОтдыхаем в соляной комнате | Ангкор-Ват - чудо древней КамбоджиГосударственный флаг Камбоджи украшен силуэтом пяти башен. Это башни Ангкор-Вата — знаменитого архитектурного комплекса, построенного восемьсот с лишним лет назад. Слово «Ангкор» означает - столичный город, «ват»,— храм. «Ангкор-Ват» — столичный храм. Действительно, он был самым большим сооружением Ангкора — огромного города древней империи Камбоджи, который много веков оставался неизвестным миру. Лишь изредка в Китай и Европу доходили слухи о таинственной столице в джунглях Индокитая близ озера Тонле-Сап.
Европейские миссионеры начиная с 1601 года не раз упоминали о диковинном городе. Но лишь в 1861 году легенды стали явью: 22 января французский энтомолог Анри Муо, охотясь за бабочками, случайно увидел причудливые сооружения, вознесшиеся над зеленым морем тропического леса. Это был Ангкор-Ват. «Вид этого храма подавляет,— написал Муо,— это непостижимо и превосходит всякое воображение; смотришь, восхищаешься и, преисполнившись глубоким уважением, хранишь молчание. Как же велик был гений того Микеланджело Востока, который задумал подобное творение».
Исследование Ангкора началось в 1866 году. Французская военная экспедиция обследовала обширный район, сняла планы и выполнила рисунки многочисленных построек, большинство которых лежало в руинах. Особенно много сделали для изучения Ангкора ученые ХХ века. Некоторые посвятили ему всю жизнь. Благодаря самоотверженному труду Виктора Голубева, Жоржа Сёдэ, Анри Маршала и других раскрылась удивительная история далекой страны, ожили картины возникновения, расцвета и упадка великой империи кхмеров. Цивилизация в Индокитае возникла очень рано. Археологические находки показали, что в тех местах, где впоследствии вырос Ангкор, люди сеяли рис и делали керамические сосуды более 12 тысяч лет назад — по крайней мере, на 500 — 1000 лет раньше, чем где бы то ни было на планете. Здесь, во влажных и жарких тропиках, на плодородной земле в долинах рек и озер в незапамятные времена возникли сложные системы орошения; одна из них была построена на пологих северо-восточных склонах долины озера Тонле-Caп, которое соединяется с Меконгом рекой Бассак. В озеро и реку впадают небольшие речки — стунги. На стунге Сиемрап кхмеры соорудили огромные прямоугольные водохранилища — бараи, из которых вода поступала на рисовые поля круглый год. Рядом с бараями стояли квадратные в плане города, окруженные рвами с водой. Каждый король строил свой барай и свой город с храмом в центре, символизировавшим священную гору Меру, стоявшую в центре Вселенной. Всего в районе Ангкора (это название объединяет сейчас территорию около 600 квадратных километров, равную примерно Москве) в VIII — XIII веках возникло не меньше десяти городов и больше тысячи монументальных сооружений.
Последней столицей Ангкорского государства стал Ангкор-Том — «Великая столица». Его строили в XII—XIII веках — в те времена, когда на Руси расцветала художественная культура Владимиро-Суздальского княжества, возводился первый Московский Кремль. А вершиной европейской архитектуры в то время являлся возводимый собор Парижской богоматери. Ангкор-Том стоял на берегу стунга Сиемрап между двумя большими бараями. Город представлял в плане квадрат со стороной три километра, окруженный стенами и рвами стометровой ширины. Внутри города и вокруг него разместились десятки храмов. Крупные храмы также окружены стенами и рвами, другие стоят на берегах бараев или включают в свою композицию водоемы. Это неудивительно, ведь вода означала жизнь. Самый большой и величавый храм — Ангкор-Ват — находится вблизи южных ворот Ангкор-Тома. Это абсолютно правильный в плане прямоугольник площадью 195 гектаров. Отметим, что Московский Кремль занимает территорию около 25 гектаров. По размерам, монументальности и силе эмоционального воздействия Ангкор-Ват принадлежит с числу самых грандиозных памятников культового зодчества, когда-либо. созданных художественным гением человека. Возведенный в 1113—1150 годах, в период наивысшего расцвета кхмерского феодального государства, известного под именем Ангкорской империи, храм, пройдя долгие испытания временем, занял заслуженное место в ряду лучших архитектурных памятников всех времен и народов. Особенностью композиции Ангкор-Вата является то, что он наиболее полно раскрывается внутри — после того, как посетитель войдет в ворота. При подходе к храму сначала виден широкий, бесконечно длинный ров да низкая каменная стена за ним. Далее среди редких пальм виднеются округлые вершины пяти башен. Путь идет к мосту перед главным, западным входом. За мостом ворота. А уже за ними открывается знаменитая панорама внутреннего двора ансамбля. Каждый шаг в Ангкоре, в его главном храме заставляет чувствовать ничтожность человеческого бытия в сравнении с поистине божественным происхождением и предназначением храмов. Сотни метров отделяют в Ангкор-Вате входные ворота от главного здания. И надо идти под беспощадным солнцем, стоящим прямо над головой, в удушающе-влажной жаре тропиков. Дорога от ворот до центральной постройки идет по раскаленным каменным плитам между перилами, изображающими гигантских каменных многоголовых змей. Четырежды на семисотметровым пути нужно преодолеть крутые, в 60', лестницы, поднимающиеся на галереи или спускающиеся с них, и огромные, в полметра высотой, пороги. Последняя лестница ведет к главному святилищу — башне, где в крошечном зальце находится статуя божества. Стоя на вершине почти отвесной лестницы,со страхом смотришь вниз, думая, как бы суметь спуститься. Одолевая лестницы и пороги на четвереньках, подобно обезьяне, с грустью размышляешь о своем земном происхождении и завидуешь богам. Ведь именно они, летающие по воздуху, могут и легко добраться до храмов, и в полной мере насладиться их красотой, глядя с высоты птичьего полета. Недаром существует легенда, что АнгкорВат построен богами для себя, в назидание людям. Если уподобиться богам и подняться над Ангкор-Ватом на вертолете, то станет отчетливо видимой его структура. Пять башен соединены галереей и вознесены над землей на высоком цоколе. Центральную группу окружают еще две галереи, образующие замкнутые прямоугольники. От главного входа к воротам ограды ведет узкая прямая дорога. Пространство между храмом и оградой занято монастырскими постройками и рощами. Перед главным входом по сторонам от ведущей к нему дороги — два водных бассейна, здания библиотек, где хранились диковинные книги из длинных пальмовых листьев, нанизанных на шнурки. Все сооружения Ангкор-Вата постепенно поднимаются к центру. Храм не просто символизирует священную гору Меру, но зримо олицетворяет этот символ в форме «храма-горы», которая связывалась и с обожествлением ангкорских королей, носивших титул «девараджи», то есть «бога-короля», и находившихся, как и гора Меру, в центре Вселенной.
Архитектура ангкорских храмов буквально пронизана символикой. О ней написаны целые ученые трактаты. Выяснено, что планы Ангкор-Вата созданы с применением сложных геометрических построений, связанных с религиозными воззрениями. Считают, что необычное размещение главного входа с западной стороны (обычно ангкорские храмы имеют вход с востока) вызвано требованиями астрологии. Особенно ярко символика Ангкор-Вата проявилась в его скульптурном убранстве, отличающемся мастерским художественным воплощением мира богов и легендарных героев. В кого же верили строители Ангкор-Вата? Каким богам посвятили один из самых впечатляющих храмов средневековья? На рубеже нашей эры на землях Индокитая распространились религиозные идеи, пришедшие из Индии. В Ангкорской империи стали популярны культы богов Шивы и Вишну. Шива был богом разрушения и созидания,олицетворением смены жизни и смерти, мог принимать самые различные облики, Вишну — бог-хранитель, образ вечно живой природы, тоже известный в разных своих воплощениях. Им двум и посвящен в основном Ангкор-Ват. Однако нашлось место и персонажам древних верований — гигантскому дракону-змее Нагу, огромной фантастической птице Гаруде, другим героям индокитайского фольклора. Скульптура Вишну стоит в павильоне западного входа. Символ Вишну — лин гам — находится в главном святилище. Туловища семиголовых нагов образуют перила дорог и мостов. У входов застыли каменные изваяния львов. Очень много в Ангкор-Вате изображений небесных танцовщицапсар. Барельефы апсар украшают основания колонн. На стенах галерей вырезаны из камня рельефы удивительно женственных, грациозных красавиц, придающих своеобразное очарование гигантскому храму. Особое место в скульптурном убранстве Ангкор-Вата принадлежит рельефам внешней галереи храма. Общая протяженность их — свыше 500 метров, высота-2 метра. Эта уникальная «картинная галерея» создавалась для поучения верующих. Здесь они могли ходить, рассматривая мифологические сцены, знакомясь с миром богов и демонов. Вход во внутренние дворики был для них запрещен, туда имели доступ только священнослужители. Скульптурные изображения представляют настоящую энциклопедию мифологии: имеющая индийское происхождение, она на почве Камбоджи приобрела свои характерные черты традиционной культуры кхмеров.
Излюбленные темы кхмерского искусства - сюжеты эпоса «Рамаяна». Герой эпоса – Вишну, перевоплотившийся в воина-принца Раму. Рама и его жена Сита с помощью предводителя армии обезьян Ханумана сражаются со злым демоном Раваной. Рельеф, показывающий битву, один из лучших в Ангкор~Вате. Выразительны причудливо переплетенные тела воинов и обезьян. С удивительным мастерством построена сложнейшая композиция, в которой четко выявлены основные персонажи, расставлены ритмические акценты. Сюжеты барельефов Ангкор-Вата неисчерпаемы. Здесь сцены из эпоса «Махабхарата» и эпизоды войн ангкорских королей, бесконечные битвы богов и демонов и, наконец, еще один излюбленный мотив ангкорской пластики-«взбивание молочного моря». Боги («дэвы») и демоны («асуры») решили добыть себе напиток бессмертия («амриту»). Для этого нужно взбить волны молочного моря. Они взяли гору, обмотали ее гигантской змеей по имени Васуки и начали вертеть гору,перетягивая змею то в одну, то в другую сторону. В центре — руководитель всего действа Вишну, который не однажды появляется на рельефах Ангкор-Вата. Чаще всего он изображен сидящим.на птице Гаруде, по традиции принадлежавшей Вишну. И кто знает, не представляли ли себе строители храмов Ангкора, что сам Вишну летает над ними, рассматривая их постройки. 800 лет поколения кхмеров хранили свою святыню Ангкор-Ват. И сегодня путешествие в древнюю столицу и один из грандиознейших храмовых комплексов является своего рода перенесением в мир застывшей в камне сказки о невероятных тридевятых царствах.
Н. ОЖЕГОВА, кандидат искусствоведения, Следующая страница: Строительство Коломны
|
Практикум Максимум Оптимум Хроникум Экстремум Уникум Релаксиум |
© ТО «Строй-формула», 2011-2022. Архитектура, строительство, ремонт. Интерьер, дизайн, искусство. Безопасность. Консультации, проектирование, поставки, монтаж, эксплуатация. |
О проекте Контакты |
Карта сайта |