Формула строительства 
  Практикум      Максимум      Оптимум      Хроникум      Экстремум      Уникум      Релаксиум  


Практикум Эх, шале, шале... Или проблемы дома с балкономС тепловизором к избеАлмазная резка проемов стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаА мы уезжаем до дома, до хатыЗдоровое жилищеРазноцветная клумбаЧистые окна - светлый мир

Максимум Геометрическая мозаика из природного камняДомашний уют в квартире, загородном доме и офисеТри обязательных признака хорошего ресторанаКондиционер в загородном домеНесколько слов о лестницеВыращивание садовых однолетников

Оптимум Деревянная лестницаПлитка напольная из природного камняСвойства и особенности применения смальтыКачеcтвенное мытьё оконОбрезка высокого дерева в московском двореКомнатные растения - выбираем, покупаем, воруем

Хроникум Фивы египетские и греческиеКоринфский ордер в античный периодАнгкор-Ват - чудо древней КамбоджиСтроительство КоломныЗамок ШпильберкАрхангельский музей деревянного зодчества Малые КорелыМавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в НаманганеПетр Телушкин - первый русский промышленный альпинистВысотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войныВысотные работы при послевоенной реставрации Петропавловского собораСтроительство Панамского канала

Экстремум Факторы опасности пожара при строительстве деревянного домаБезопасность детей при посещении стройки дачи или загородного домаЧудесный ржавый бакПростые правила тушения пожараТоксичные вещества в строительных и бытовых материалах

Уникум Лофт-интерьер винного магазинаМозаика практичная и прекраснаяХудожественный паркетКованые изделия и стиль садаКамень в архитектуре, скульптуре, живописи

Релаксиум Отдыхаем, читая Татьяну Латукову«Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка богородичной иконографииЛюдвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)Пушкинcкие места: Полотняный заводЧюрлёнис. Художник, композитор, философОтдыхаем в соляной комнате




Строительство Коломны

Строительство Коломны в XIV-XVI веках

Поселение недалеко от места слияния Оки и Москвы-реки возникло очень давно - местоположение было выгодным как с точки зрения расположения на пересечении водных транспортных путей, так и за счет изобилия природных ресурсов. Упомянутая впервые в летописи 1177 года Коломна уже тогда была центром относительно большого удельного княжества. Однако именно из-за своего местоположения он неоднократно становился объектом притязаний враждовавших меж собой князей. В 1306 году Коломна вошла в состав Московского великого княжества, сделавшись его передовым форпостом в борьбе с татарами. В 1353 гогду Коломна получила своего епископа, что указывает на важное место этого города среди прочих русских городов. Здесь Дмитрий Донской сорбрал русские полка на пути к Куликову полю. Здесь же Иван Грозный формировал полки накануне взятия Казани, положившего конец татарской опасности.

В Коломне Дмитрий Донской в 1382 году завершил постройку каменного городского собора, формы которого должны были образно говорить о роли Москвы и ее архитектуры. Этот собор был украшен ярусниками кокошников, делавшими его верх похожим на кедровую шишку. Он имел три главы, боковые из которых располагались над приделами, помещенными в крайних апсидах. Высокий подклет с галереей-гульбищем на арках и западной лестницей, резные в камне орнаментальные полосы посередине стен храма и другие детали составляли оригинальные части его архитектурного облика.

В 1672-1682 годах этот собор был заменен ныне существующим. Массивное пятиглавие венчает большой куб, единственным украшением которого являются порталы, типичные для середины XVII столетия.

Постройка каменного собора Дмитрием Донским вряд ли была первой в городе, так как известно. что он венчался здесь же, в Коломне, в 1366 году в Воскресенской церкви Спасского монастыря. Этот сильно переделанный в XVII-XVIII веках храм сохранил белокаменный подклет с четырьмя столбами-опорами и трехчастной апсидой. Его описание середины XVII века, сделанное Павлом Алеппским, передает характерные особенности его тогдашнего внешнего вида - оказывается, и его верх был подобен кедровой шишке. Это позволяет предполагать, что храм был выстроен, видимо, в начале 60-х годов XIV века. Ныне этот памятник является древнейшим на территории города.

В течение всего XV века Коломна играла заметную роль в истории Московского княжества. В 1443 году она становится своегорода центром объединения всех сил, выступавших против инициаторов княжеских междоусобиц. На время "сей город сделался истинной столицей великого княжества - и многолюдной, и шумной", - писал известный историк XIX столетия Карамзин. Помимо этого Коломна была включена в систему "засечной черты" - укрепленной полосы, шедшей вдоль берега Оки и охранявшей москву от внезапных набегов татар, чаще всего приходивших именно с этой стороны.

Коломна

Единство обороны заставило после окончания строительства стен и башен Московского Кремля (в 1515 году) сразу же перейти к постройке каменных стен и башен Коломны. Это большое для тех лет дело было осуществлено в 1525-1531 годах. Город получил крепостные укрепления, не уступающие московским. К сожалению, большинство стен было позднее разобрано. Однако сохранившиеся их остатки, как и отдельные башни, свидетельствуют о мастерстве зодчих. На углах стояли круглые или многогранные башни, игравшие большую роль в обороне города. Вдоль прясел стен располагались "глухие", то есть непроезжие, поставленные друг от друга на расстояние верного выстрела. Такое ритмическое расположение башен сказывалось на облике горрода, особенно со стороны Москва-реки, куда выходил его основной "фасад". Не следует забывать, что реки в ту эпоху по-прежнему считались важнейшими дорогами, связывавашими города друг с другом.

В Коломне сохранилась въездная, парадная Пятницкая башня Кремля, в объемном построении которой много общего с Боровицкими воротами Московского Кремля. Не менее интересна угловая круглая Маринкина башня. Ее наименование связано с народной легендой о том, что здесь была заточена Марина Мнишек - жена Лжедмитрия, но "обманула всех Марина, обернулась сорокой и улетела через окно-бойницу". Коломенские башни интересны тем, что они не были надстроены, как башни московского Кремля, сохранив свой первоначальный вид.

В пригородном селе-слободе Городище находится еще один древний памятник архитектуры - небольшой блокаменный в своей нижней части храм XVI века, увенчанный, как и церковь Николы в Коломенском кремле, трехлопасными аркамию По мнению некоторых исследователей, Городище было первоначальным местоположением древней Коломны. Частично сохранившиеся здесь валы и рвы как будто подтверждают это предположение. ВОзможно, что пеернос города на новое место был осуществлен в XIV веке, когда он перешел в руки Москвы и его решили серьезно укрепить и обустроить. В городском музее хранится интересный белокаменный рельеф из этой церкви - на рельефе изображен единорог.

Строительство Коломны в XVII-XVIII веках

Шестнадцатое столетие внесло свой вклад в архитектурную сокровищницу города. В Коломенском кремле был выстроен дворец. Его сохранившееся описание настолько подробно, что опзволило сделать предположительную графическую реконструкцию. По расположению своих основных частей он предвосхищал знаменитый дворец в московском Коломенском. На месте этого дворца в XVIII веке архитектор Казаков построил архиерейский двор с хозяйственными постройками. В его составе сохранилась древняя одностолпная каменная палата, которая, возможно, принадлежит старому великокняжескому дворцу.

В том же XVI веке в Коломенском Кремле была выстроена церковь Николы. Сильно переделанная в XIX веке, она все же сохранила следы первоначального покрытия. Каждый ее фасад заканчивался трехлопастной аркой, что заметно усиливало декоративность ее верха, в то время как внутри эта система давал возможность перекрывать прямоугольный в плане объем крестчатым сводом без каких-либо столбов. Эта конструкция, как и внешние декоративные формы, восходит к ранней московской архитектурной традиции.

В юго-западном углу Коломенского кремля имеется еще один храм XVI столетия. Это шатровая церковь Брусненского монастыря, построенная по повелению Ивана Грозного в 1552 году. Она сильно застроена, получив одновременно новые кокошники в основании четверика и на апсидах. Однако, вполне вероятно, они заняли место более древних. обветшавших. Во всяком случае, эти кокошники создают "переход" от четверика к шатру, что совйственно этому времени. По общей композиции этот редкий шатровый храм близко напоминает храм а селе Прусы.

Не менее интересны постройки XVII века. Рядом с собором была возведена массивная шатровая колокольня. В своей общей композиции она не отличается от одновременных ей шатровых колоколен приходских храмов. однако сильно увеличенный масштаб выделяет ее среди подобных сооружений. Несравненно стройнее была выстроенная в том же XVII веке шатровая колокольня при Никольской церкви.

Однако среди построек этого столетия наибольший интерес представляет так называемый воеводский дом, расположенный недалеко от Москвы-реки в Посадском переулке. В его убранстве применены формы московского барокко. Если нижний этаж почти лишен существенных декоративных деталей и даже окон (он, видимо. служил местом хранения ценного имущества), то верхний богат ими. В ряд поставленные наличники окон образовали сплошную круговую декоративную полосу. Примененные здесь декоративные формы, хорошо выделявшиеся в свое время белым цветом на фоне красных стен, показывают, что зодчий был знаком с лучшими московскими образцами этого стиля. Как бы ни был незначителен этот небольшой домик, он свидетельствует, что среди жилых, обычно деревянных зданий стали строится каменные дома, украшенные красивыми декоративными деталями.

После заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1775 году Екатерина Вторая посетила Коломну. Она распорядилась привести запущенный город в порядок, для чего туда был послан М.Казаков со своими помощниками. Он составил план Коломенского кремля, сопроводив его рисунками виднейших зданий города, выстроил в кремле архиерейский дом, ограды Голутвинского и Бобреневского монастырей и, видимо, церковь Вознесения. Эта церковь привлекает внимание своим цилиндрическим объемом, увенчанным куполом с люкарнами и двухколонными портиками у южного и северного входов. К церкви примыкает трапезная, стена которой покрыта горизонтальными полосками - рустом. Ее углы скруглены, что хорошо связывает ее с основным храмом. В обрамлении окон применены "разорванные" фронтончики, напоминающие формы московского барокко.

На Казакова, видимо, произвели большое впечатление древние здания города, так как в его коломенских произведениях появились приемы и формы, восходящие к древнерусскому зодчеству. особенно сильны эти тенденции в архитектуре архиерейского двора, украшенного башенками и въездными воротами в псевдоготическом стиле.

Коломна

В псевдоготике выполнены и ограды двух вышеназванных монастырей. Особенно хороша ограда Голутвинского монастыря с ее ярусными башенками, напоминающими своими утонченными формами минареты. Оба монастыря, Голутвинский и Бобреневский, находящиеся вне города, появились как его форпосты-"сторода" еще в XIV веке. Псицовые книги XVI века указывают на наличие в обоих каменных храмов. Однако ныне существвующие храмы относятся к XVIII столетию. Вполне возможно, что в их основании можно обнаружить части, относящиеся еще к XIV веку.

В Коломне помимо названных памятников сохранилось немалое количество жилых домов, выстроенных преимущественно в эпоху классицизма - во второй половине XVIII-XIX веков. По своему они интересны как примеры провинциальной архитектуры, где порой находят себе место даже запоздалые формы барокко или повторяющиеся столичные образцы. В их грубоватых формах, порой неумело соединенных друг с другом, сказывается непосредственность строивших их мастеров, многие из которых, надо думать, были крепостными.

Источник: Ильин М.А. Подмосковье. - М., "Искусство", 1966


Следующая страница: Замок Шпильберк

 • Главная   • Хроникум   • Строительство Коломны  
  Практикум    Максимум    Оптимум    Хроникум    Экстремум    Уникум    Релаксиум  
  Замок Шпильберк Ангкор-ват - Чудо Камбоджи Малые Корелы деревянное зодчество 
  © ТО «Строй-формула», 2011-2022.
Архитектура, строительство, ремонт. Интерьер, дизайн, искусство.
Безопасность. Консультации, проектирование, поставки, монтаж, эксплуатация.
О проекте
Контакты
Карта сайта