Формула строительства 
      Практикум     Максимум     Оптимум     Хроникум     Экстремум     Уникум     Релаксиум  


Главная
Практикум Эх, шале, шале... Или проблемы дома с балкономС тепловизором к избеАлмазная резка проемов стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаА мы уезжаем до дома, до хатыЗдоровое жилищеРазноцветная клумбаЧистые окна - светлый мир

Максимум Геометрическая мозаика из природного камняДомашний уют в квартире, загородном доме и офисеТри обязательных признака хорошего ресторанаКондиционер в загородном домеНесколько слов о лестницеВыращивание садовых однолетников

Оптимум Деревянная лестницаПлитка напольная из природного камняСвойства и особенности применения смальтыКачеcтвенное мытьё оконОбрезка высокого дерева в московском двореКомнатные растения - выбираем, покупаем, воруем

Хроникум Фивы египетские и греческиеКоринфский ордер в античный периодАнгкор-Ват - чудо древней КамбоджиСтроительство КоломныЗамок ШпильберкАрхангельский музей деревянного зодчества Малые КорелыМавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в НаманганеПетр Телушкин - первый русский промышленный альпинистВысотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войныВысотные работы при послевоенной реставрации Петропавловского собораСтроительство Панамского канала

Экстремум Факторы опасности пожара при строительстве деревянного домаБезопасность детей при посещении стройки дачи или загородного домаЧудесный ржавый бакПростые правила тушения пожараТоксичные вещества в строительных и бытовых материалах

Уникум Лофт-интерьер винного магазинаМозаика практичная и прекраснаяХудожественный паркетКованые изделия и стиль садаКамень в архитектуре, скульптуре, живописи

Релаксиум Отдыхаем, читая Татьяну Латукову«Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка богородичной иконографииЛюдвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)Пушкинcкие места: Полотняный заводЧюрлёнис. Художник, композитор, философОтдыхаем в соляной комнате




Людвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)

Третья симфония — это музыкальная поэма, восхваляющая совершенного человека, могучего, действенного, борющегося за свои идеалы, человека с разносторонней и богатой психикой, сочетающего энергию и непоколебимую мощь с душевной лиричностью и теплотой. Показывая рост героической личности, Бетховен в разных частях произведения пытается обрисовать ее различные проявления. Если первая часть симфонии изображает схватку героя с враждебными силами, то вторая часть посвящена памяти героя, павшего на поле брани, а финал рисует грандиозную картину творчески-созидательной деятельности гения.

Содержание симфонии потребовало большого обобщения музыкально-выразительных средств. Окончательно преодолевая статику и созерцательность симфонии XVIII века, Бетховен смело видоизменяет музыкальную форму в соответствии со своим замыслом. Небывалым новшеством явилось введение в симфонию траурного марша. Новшеством явился и финал, построенный в форме вариаций, стремительно вырастающих из простой и четкой темы. Но едва ли не самые большие и революционные новшества содержатся в первой части симфонии, где наиболее полно выражены ценнейшие особенности бетховенского музыкального мышления.

После двух решительных и сильных аккордов, заменяющих вступление, сразу же появляется основная тема — отчетливая, простая.и вместе с тем исключительно богатая. Два противоположных элемента сплетены здесь в единый узел-воинственная энергия, мужественная сила и неуверенное раздумье. Побеждает героическое начало: мужственная фанфара, открывающая тему, повторяется снова, рассеивая атмосферу напряжения и тревоги. Как бы рисуя восхождение и рост своего героя, композитор последовательно развивает и обогащает мужественную тему, показывая ее во все большем блеске и мощи. Но также стремительно растут и враждебные силы, пытающиеся задержать героическую поступь и отчетливое целеустремленное движение. В разработке музыкальное действие переносится на поле сражения, в гущу напряженной и жестокой борьбы. Под ударами враждебных сил героическая тема окрашивается в трагические тона.


Большой зал Московской консерватории
Большой зал Московской консерватории.


В середине разработки нарастает мучительное ощущение близкой катастрофы. В этот момент композитор внезапно вводит новую лирическую тему — поэтическую и страстную. Родившаяся в глубоких тайниках человеческой души, тема эта вызывает новый прилив энергии и приводит к возрождению главной героической темы. Наиболее напряженным и трагическим моментом является конец разработки. Здесь с особой жестокостью бушуют враждебные силы. И вдруг, когда все уже говорит о близкой гибели героя, раздается отдаленный мужественный сигнал валторны. Он смело разрывает зловещее оцепенение и поднимает все силы героя для последней и решительной схватки.

Реприза представляет собой не формальное повторение, а логический вывод, радостное завершение драматического действия. Победный характер музыки особенно ярко закрепляется заключением — кодой. Это торжественный и радостный апофеоз шествие ликующего народа, славящего своего героя и освободителя.

Вторая часть — траурный марш — торжественная величественная картина всенародного горя о погибшем герое. Музыка исполнена настроения глубокой скорби, суровой и мужественной печали. Лишь изредка прорываются жалобные возгласы и слезы. Основную размеренно скорбную мелодию сперва поют скрипки, дальше ее перехватывает гобой. Фоном служат мрачные и напряженные рывки басов. Как бы пытаясь умерить горе, мелькает ясная мажорная тема, но вскоре она отступает перед суровыми звуками скорбного траурного шествия.

Средний эпизод — это воспоминание о могучем и светлом образе героя. Нежно и поэтично поет гобой, сопровождаемый мерно колышащимся движением скрипок. Внезапно врывается мощная героически-призывная фраза — своеобразный отголосок главной темы первой части. С новой силой возникает трагическая картина траурного шествия. И лишь в конце марша появляется умиротворяющая просветленная музыка вносящая успокоение. Шествие удаляется, мрачные образы рассеиваются. Скорбно, как последние вздохи, замирают обрывки траурной музыки.

Третья часть — полное фантастически быстрого вихревого движения скерцо — возвращает нас к жизни. Причудливо мелькают неясные образы, еще овеянные мраком. В среднем эпизоде — трио — слышатся радостные фанфары призывные сигналы рогов, зовущее к жизни и деятельности. Снова возвращается полумрак и фантастическое порывистое движение начала. Стремясь воспроизвести энергию и волевой натиск первой части, композитор как бы не в силах еще целиком отбросить мрачные образы, навеянные траурным маршем. Последняя часть — финал — солнечное, глубокое по мыслям заключение симфонии.

Финал построен в форме вариаций, причем в основу взята небольшая, энергичная очень простая тема. Бурный рост, стремительное и непрерывно растущее движение, могучий расцвет составляют сущность музыки финала. На материале скромной темы, как на крепком фундаменте, вырастает гигантское, гармоничное здание. Могучее нарастание перед самым концом произведения на мгновение сменяется ясным покоем, просветленным созерцанием после которого следует новый подъем энергии и триумфально-ликующее заключение.


Читайте также:
•  Бетховен. Третья симфония
•  Черновая нотная тетрадь Бетховена


Следующая страница: Пушкинcкие места: Полотняный завод

 • Главная   • Релаксиум   • Людвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)  
  © Творческое объединение «Строй-формула», 2011-2020.
Архитектура, строительство, ремонт. Интерьер, дизайн, искусство. Безопасность.
Консультации, проектирование, поставки, монтаж, эксплуатация.
О проекте
Контакты
Обратная связь
Карта сайта