Формула строительства 
      Практикум     Максимум     Оптимум     Хроникум     Экстремум     Уникум     Релаксиум  


Главная
Практикум Эх, шале, шале... Или проблемы дома с балкономС тепловизором к избеАлмазная резка проемов стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаА мы уезжаем до дома, до хатыЗдоровое жилищеРазноцветная клумбаЧистые окна - светлый мир

Максимум Геометрическая мозаика из природного камняДомашний уют в квартире, загородном доме и офисеКондиционер в загородном домеНесколько слов о лестницеВыращивание садовых однолетников

Оптимум Деревянная лестницаПлитка напольная из природного камняСвойства и особенности применения смальтыКачеcтвенное мытьё оконОбрезка высокого дерева в московском двореКомнатные растения - выбираем, покупаем, воруем

Хроникум Фивы египетские и греческиеКоринфский ордер в античный периодАнгкор-Ват - чудо древней КамбоджиСтроительство КоломныЗамок ШпильберкАрхангельский музей деревянного зодчества Малые КорелыМавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в НаманганеПетр Телушкин - первый русский промышленный альпинистВысотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войныВысотные работы при послевоенной реставрации Петропавловского собораСтроительство Панамского канала

Экстремум Факторы опасности пожара при строительстве деревянного домаБезопасность детей при посещении стройки дачи или загородного домаЧудесный ржавый бакПростые правила тушения пожараТоксичные вещества в строительных и бытовых материалах

Уникум Лофт-интерьер винного магазинаМозаика практичная и прекраснаяХудожественный паркетКованые изделия и стиль садаКамень в архитектуре, скульптуре, живописи

Релаксиум Отдыхаем, читая Татьяну Латукову«Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка богородичной иконографииПушкинcкие места: Полотняный заводЧюрлёнис. Художник, композитор, философОтдыхаем в соляной комнате




Чюрлёнис. Художник, композитор, философ

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911) родился в городе Варена, на юге Литвы, в семье органиста. Отец нелегко приобрел профессию органиста. Восхищение матери музыкой свело и сблизило ее с любимым мужем. Тоскливые литовские песни, желание правды, любовь к людям и труд помогли ей преодолеть все жизненные трудности. Эту любовь она передала своим детям.

Константинас был первым сыном в многодетной семье. Уже в раннем детстве проявились необыкновенные способности к музыке, абсолютный слух. Отец, первый учитель музыки Кастукаса, дал ему начальные музыкальные знания, и 14-ти летний будущий композитор отправился в Плунге в оркестровую школу князя М. Огинскиса.

В 1894 — 1900 годах Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте. М. Огинскис продлил срок стипендии, и Константинос в 1901 — 02 г.г. мог учиться в Лейпцигской Королевской консерватории. Во время учения Чюрлёнис постоянно создавал музыкальные произведения различного объема. После возвращения в родные Друскининкай, им овладевает стихийное желание рисовать. Четыре месяца он изучает природу, не расстаётся с карандашом, кистью, восхищается гармонией образов природы и звуков.

Осенью М.К. Чюрлёнис опять в Варшазе. Он госещает художественную студию, а в 1904 году гоступает в только что открытую художественную школу под руководством К. Стабраускаса. В 1906 году в Петербурге была устроена выставка произведений студентов этой школы, в которой участвовал и М.К. Чюрлёнис. Русские критики искусства того времени хорошо оценили произведения учеников, в том числе и М.К. Чюрлёниса.

М.К. Чюрлёнис. Весть
М.К. Чюрлёнис. Весть
1907-08. Бумага, пастель. 64,2*90,7

В этом году вернувшись навсегда в Литву, ок активно включился в культурную деятельность. Вместе с А. Жмуйдзинавичюсом и П. Римшой ov организовал первые три выставки литовского искусства, руководил хором общества «Рута», много рисовал, творил музыку, сам давал концерты, писал в печати по вопросам искусства и музыки. Здесь, в Вильнюсе, он познакомился со своей будущей женой писательницей С. Кимантайте.

М.К. Чюрлёнис. Водолей
М.К. Чюрлёнис. Водолей (Из цикла «Знаки зодиака»)
1907. Бумага, темпера. 35,9*31,1

В 1908-09 годах М.К. Чюрлёнис несколько раз посещал Петербург, желая познакомиться с художественной жизнью того времени, надеясь так же трудиться на благо литовской культуры. Он организовал конкурсы литовских музыкантов, вместе с композитором Ч. Саснаускасом приводил в порядок терминологию литовской музыки, подготовил статью о музыке, которую потом вместе с Софией Кимантайте напечатал в книге «В Литве», много рисовал. Художник участвовал на выставках Союза русских художников, «Мир Искусства» и др. Он общался с русскими художниками, критиками искусства: М. Добужинскисом, А. Бенуа, Н. Рерихом, С. Маковским, К. Сомовым и другими.

Русские художники интересовались его опытами в области синтеза музыки и живописи, считали М.К. Чюрлёниса человеком своеобразного и большого таланта. Увы, все это не помогло художнику освободиться от материальных забот. Он по прежнему жил в стеснённых неблагоприятных условиях, без фортепиано, красок, творческая работа трудно давалась, гнёт финансовых забот тяготил.

М.К. Чюрлёнис. Фуга
М.К. Чюрлёнис. Фуга (Из диптиха «Прелюд-Фуга»)
1908. Бумага, темпера. 62,6*73,0

Огромное творческое напряжение, усталость и плохие материальные условия подорвали здоровье М.К. Чюрлёниса. Вместе с женой он вернулся в Друскининкай, в успокоительное окружение родительского дома, а в феврале 1910 года отправился на лечение в Пустельники, в санаторий Красного Поместья, где стали возвращаться его физические и духовные силы. Однако, собираясь в Литву, он простудился, заболел воспалением легких и 10 апреля 1911 года скончался. Весть о смерти Чюрлёниса распространилась в мире искусства. В честь художника была устроена не одна выставка в Вильнюсе, Москве, Петербурге, Каунасе, были исполнены и его музыкальные произведения.

М.К. Чюрлёнис. Красный перун
М.К. Чюрлёнис. Красный перун
1909. Бумага, темпера. 60,9*61,0

Чюрлёнис — один из известнейших творцов литовской национальной культуры, а его творчество и сегодня актуально и значительно для дальнейшего развития искусства. Галерея М. К. Чюрлёниса — один из значительнейших отделов Каунасского художественного музея им. М.К. Чюрлёниса. Здесь экспонируются почти все произведения художника, которым не раз угрожала опасность быть уничтоженными. Галерея была построена в 1969 году, в ней соблюдается нужный резким температуры, влажности воздуха и света.

М.К. Чюрлёнис. Рай
М.К. Чюрлёнис. Рай
1909. Бумага, темпера

В первом зале можно проследить за творческими замыслами художника, усилиями найти место человека и назначение его в окружающем мире, непосредственное отношение к природе. Во втором зале — произведения, изображающие процесс сотворении мира, величие структуры космоса, умение человечества пластически выразить бесконечность пространства и времени. В третьем — совокупность высочайших творческих открытий. В этих картинах художник раскрывает глубокие тайны Вселенной. В единое целое сливаются звуки, формы, полет мысли и фантазии творца. Здесь перед глазами зрителя открывается сложная волнующая материальная бесконечность, которую понять и передать старалась смелая творческая мысль художника.

Попытки классификации творчества Чюрлёниса неизбежно заводят искусствоведов в тупик. Чюрлёнису приписывают и модерн, и восточные мотивы, и символизм, и мистицизм, и большое количество разных "измов", ни один из которых не способен вместить в себя многогранность и особую философию картин и музыки Чюрлёниса. Мастер соединил в своих произведениях музыку времени и фантазии реальности, открывающие новые уровни восприятия и понимания мира.

По материалам «Обзора экспозиции произведений Чюрлёниса»
Составитель В.Чюрлёните-Каружине, редактор П.Стаускас, 1974 год

Поделиться:   Добавить в Twitter


Следующая страница: Отдыхаем в соляной комнате

 • Главная   • Релаксиум   • Чюрлёнис. Художник, композитор, философ  
  © Творческое объединение «Строй-формула», 2011-2015.
Архитектура, строительство, ремонт. Интерьер, дизайн, искусство. Безопасность.
Консультации, проектирование, поставки, монтаж, эксплуатация.
О проекте
Контакты
Обратная связь
Карта сайта