Практикум Максимум Оптимум Хроникум Экстремум Уникум Релаксиум |
Практикум Эх, шале, шале... Или проблемы дома с балкономС тепловизором к избеАлмазная резка проемов стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаА мы уезжаем до дома, до хатыЗдоровое жилищеРазноцветная клумбаЧистые окна - светлый мир Максимум Геометрическая мозаика из природного камняДомашний уют в квартире, загородном доме и офисеТри обязательных признака хорошего ресторанаКондиционер в загородном домеНесколько слов о лестницеВыращивание садовых однолетников Оптимум Деревянная лестницаПлитка напольная из природного камняСвойства и особенности применения смальтыКачеcтвенное мытьё оконОбрезка высокого дерева в московском двореКомнатные растения - выбираем, покупаем, воруем Хроникум Фивы египетские и греческиеКоринфский ордер в античный периодАнгкор-Ват - чудо древней КамбоджиСтроительство КоломныЗамок ШпильберкАрхангельский музей деревянного зодчества Малые КорелыМавзолей Хаджи Амина (Хожджамны Кабры) в НаманганеПетр Телушкин - первый русский промышленный альпинистВысотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войныВысотные работы при послевоенной реставрации Петропавловского собораСтроительство Панамского канала Экстремум Факторы опасности пожара при строительстве деревянного домаБезопасность детей при посещении стройки дачи или загородного домаЧудесный ржавый бакПростые правила тушения пожараТоксичные вещества в строительных и бытовых материалах Уникум Лофт-интерьер винного магазинаМозаика практичная и прекраснаяХудожественный паркетКованые изделия и стиль садаКамень в архитектуре, скульптуре, живописи Релаксиум Отдыхаем, читая Татьяну Латукову«Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка богородичной иконографииЛюдвиг ван Бетховен. Третья симфония («Героическая»)Пушкинcкие места: Полотняный заводЧюрлёнис. Художник, композитор, философОтдыхаем в соляной комнате | Петр Телушкин - первый русский промышленный альпинистОдин из знаменитых символов Санкт- Петербурга - Петропавловский собор - в 1830 году стал объектом необычных работ по ремонту покрытия шпиля и фигуры ангела. То, что великолепный шпиль Петропавловского собора, и особенно его навершие - фигура ангела с крестом - нуждаются в срочном ремонте стало очевидно в 1829 году, во время специального обследования. К этому моменту собору было около ста лет, и помимо обычного износа с течением времени шпиль и ангел претерпели ряд серьёзных повреждений из-за сложных климатических условий.
Предварительная смета на ремонт содержала астрономическую сумму затрат, львиная доля которых отводилась на сооружение лесов. И по срокам примерный план проведения работ растягивался на долгие годы. Чиновники и архитекторы заседали, спорили, подсчитывали траты, а ангел по-прежнему не летел над северной столицей, а болтался на шпиле всего лишь с одним крылом (второе оторвало ветром). Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог. Предложение Телушкина приняли. О самом мастере известно не очень много: весной 1829 года 23-летний кровельщик пришел в Петербург на заработки из Ярославской губернии. У него был определенный опыт подобной работы: приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен, влезать на большую высоту, привязывая себя лишь веревкой на всякий случай. Телушкин приступил к работе 8 октября 1830 года. Вначале нужно было сделать самое трудное - подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.
Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы. Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов. Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока. Самую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов. Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь - время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода - с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет. За работой Телушкина наблюдали тысячи петербуржцев, ведь шпиль Петропавловского собора виден издалека. Из окна своего дома на Гагаринской набережной (нынешней Дворцовой) за работой мастера внимательно следил тогдашний президент Академии Художеств и директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Он даже установил на окне подзорную трубу, чтобы лучше разглядеть все подробности. Он и попросил пригласить к себе мастера, чтобы тот подробно рассказал обо всех деталях своей необычной работы. После этой беседы появилась статья Оленина, в которой он рассказал о подвиге Телушкина. В 1831 году и газета "Санкт-Петербургские ведомости" подробно описала с весь процесс подъема мастера на шпиль собора, при этом рассказ заканчивался словами: "Может быть, иной скажет: "Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?" Дело: для чего же нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода!" И действительно, проверить работу Телушкина никто не решился. А оставленную наверху веревочную лестницу
мастеру приказали снять уже в мае 1831 года. На все работы мастеру была отпущена сумма 1471 рубль на приобретение материала. Мастера наградили
3 тысячами рублей и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".
Получилось так, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина - художник Г. Чернецов, написавший знаменитую картину "Парад 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге", изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, знаменитых писателей, художников, петербургских красавиц. Среди тех, кого художник "привел" на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин, совершивший настоящий подвиг во славу Отечества. Литература: Калевич И. Подвиг во славу Отечества. - Белые ночи, Л., 1985, с.246 - 256 Следующая страница: Высотные работы в Ленинграде во время Великой Отечественной войны
|
Практикум Максимум Оптимум Хроникум Экстремум Уникум Релаксиум |
© ТО «Строй-формула», 2011-2022. Архитектура, строительство, ремонт. Интерьер, дизайн, искусство. Безопасность. Консультации, проектирование, поставки, монтаж, эксплуатация. |
О проекте Контакты |
Карта сайта |